Отблески индустриальной эпохи. Москва, Россия.
Мы, жители постиндустриальной эпохи, представители расы белых воротничков, мгновенно, в историческом мастшабе, распространившейся по всему миру – и безворотничковых, нового человеческого вида, сформированного прелестями фрилансерской работы, находим особый кайф в чугунных столбах, высоченных потолках с оголеными перекрытиями, кирпичной кладке и других прелестях лофт-помещений. “Получается, что на фоне по большей части безликих новостроев, искусственных и бездушных, фабричные, промышленные помещения оказываются самыми что ни на есть настоящими, аутентичными”, – предположил Александр Змеул, генеральный директор бюро P-Arch, организующего Дни Архитектуры в Москве, в рамках которого в субботу состоялась экскурсия “ПромоПром”.
История перепрофилирования промышленных зданий конечно, началась не у нас. Понятие “лофт” появилось впервые в 30-х годах в Нью-Йорке, когда после Великой депрессии в городе встали десятки производств и хозяева начали сдавать пустующие помещения всем желающим. Первыми преимущества “фабричного жилья” оценили художники – в лофте на 43-й улице Манхэттена жил, например, Энди Уорхол (Andy Warhol). Постепенно за лофтом закрепилась репутация нестандартного и очень дорогого жилья для молодых, необремененных семьей и преуспевающих. Признаки типичного лофта – высокие потолки, очень большие окна, большая площадь, обычно open space.
“…Против дома, в котором я живу, фабрика шелковых изделий, устроенная по последним усовершенствованным приемам техники. В ней работают и живут около 3 000 женщин и 700 мужчин. Я сейчас, сидя у себя, слышу неперестающий грохот машин и знаю, потому что был там, что значит этот грохот. Три тысячи женщин стоят в продолжение 12 часов над станками, мотая, разматывая, пропуская шелковые нити для производства отвратительного вкуса шелковых материй, употребляемых преимущественно всякого рода проститутками. Все женщины эти, за редкими исключениями, пришли из деревень и уже не возвращаются в семьи, а рожают здесь иногда на пороге фабрики и становятся на работу на другой день родов или морят отсылкой в деревню своих незаконных детей или отдачей в воспитательный дом. Три тысячи женщин в каждый данный момент в продолжение известных мне 20 лет, следовательно, десятки тысяч молодых, здоровых женщин, матерей губят свои жизни и жизни своих детей для того, чтобы изготавливать бархаты и шелки для распутных женщин. То, что происходит здесь, случайно близко известно мне, но то же происходит с сотнями и тысячами, говорят, с двумя миллионами людей по всей России…”
Речь в отрывке из текста авторства Льва Толстого идет о фабрике “Красная роза”, или ранее шелковой фабрике Жиро – сегодня переформатированной в деловой квартал “Красная роза 1875″.
Бывшая шелковая фабрика “Красная Роза” – один из первых примеров успешной конверсии промзон: она превратилась в одноименный офисно-деловой центр в 2004 году.
Офисным центром стала и бывшая Московская ситценабивная фабрика (некогда Товарищество ситценабивной мануфактуры Э. Циндель) на Дербеневской набережной, 7 – теперь она носит название бизнес-парка “Новоспасский двор”, а в ее 14 корпусах появились офисы класса В+. Там же, в районе метро “Павелецкая”, на месте бывшей кожевенной фабрики работает бизнес-центр “Дербеневский”. Список можно продолжить;
Деловой центр «ЛеФОРТ» (Товарищество шелковой мануфактуры в Москве / Московский Шелковый комбинат им. П. Щербакова), всего – 10 зданий общей площадью 50 тыс. в.кв., деловой квартал «Новоспасский двор» (Мануфактура Э. Цинделя / Московская ситцевая фабрика), девелопер «Промсвязьнедвижимость», класс В+, общее количество зданий 14, площадь – 100 тыс. м.кв., LOFT-квартал “Даниловская мануфактура” (Товарищество Даниловской мануфактуры, Фабрика имени М.В. Фрунзе, Варшавское шоссе, 9) и другие.
Характерно, что особенно ценят реанимированные здания бывших цехов крупные интернет-компании – например, офис Яndex разместился в цехах бывшей ткацкой фабрики Филиппова на улице Самокатной, а офис Rambler – на территории электротехнического завода “Динамо” у метро “Автозаводская”.
Помимо “Яндекса”, в офисных комплексах, расположенных в исторических промзонах, размещаются бэк- и фронт- офисы известных российских и зарубежных компаний; кадровое агентство «Анкор» («Фабрика Станиславского»), UPS, Kodak («Новоспасский двор»), Knight Frank («Красная Роза»), L’Oreal («Голутвинская слобода»). Ставки аренды в подобных центрах сопоставимы со стоимостью площадей в бизнес-комплексах, построенных с нуля.
Выше и ниже: Квартал “Голутвинская слобода”.
По поводу лофт-офисов есть небольшой спор; в результате редевелопмента на месте заводов и фабрик получаются бизнес-центры класса B+, хотя многие здания можно отнести к классу А. Но некоторые консультанты считают, что к высшей лиге относятся только новые здания. Хотя, например, во многих сулчаях от фабричных зданий остаются только стены (например, «Луч»).
Есть и свои сложности; общим бедствием конверсированных зданий можно считать грибок – им заражены практически все старые заводские стены. Кирпич, годами впитывавший ядовитые испарения производств, со временем начинает их отдавать. Да и кризис сделал своем дело; например, планы по созданию чуть ли не “золотого острова” вокруг площадей “Красного Октября” отложены на неопределенный срок.
Выше: Фабрика “Красный Октябрь”.
Следует также отметить, что пока нереализованными остаются масштабные планы по переоборудованию промышленных зон в мульти-функциональные, с гостиницами, жильем (реально воплощается в жизнь только проект жилого комплекса “Одиннадцать Станиславского”).
Парадоксально, но бывшие ранее обыденными промышленными объектами, эти здания оказываются идеально подходящими сегодня для нужд бизнеса: удачное расположение, большая площадь этажа и эффективные планировки. Каждый комплекс, расположенный в исторической промзоне, отличается разнообразием построек, поэтому арендаторы получают возможность выбора среди самых различных вариантов; можно получить собственный этаж, можно и целое здание (например, в «Ле-Форте» площадь зданий колеблется от 415 до 21 тыс.кв.м), а можно и маленький офис ( в “Новоспасском дворе” сдаются помещения от 200 м.кв.).
Особенно по душе они оказываются представителям творческого класса и новой буржуазной интеллигенции; всем известны проекты “Гараж” в помещении пусть не промышленного производства, но вполне индустриального назначения; центр современного искусства “Винзавод” в помещениях Московского винного комбината (пивоваренный завод «Московская Бавария»/МосВинКомбинат, девелопер ООО «МВК-Эстейт», общая площадь 20 тыс.кв.м), центр дизайна ArtPlay на Яузе (бывший завод “Манометр”).
В случае аренды, в таких помещениях уместен стильный минимализм.
Часто офисы становятся мульти-функциональными; они идеальны для проведения различных творческих ивентов, выставок, собраний.
В глобальной работе с этими помещениями используются различные подходы: от лекого обновления (как в случае с “Винзаводом”) до полной реконструкции, включая коммуникации и инфраструктуру (как в случае с переоборудованием Золотоканительной фабрики Алексеевых).
Бизнес-центр “Фабрика Станиславского” – это очень круто.
Все стильно, качественно, красиво, и снаружи, и внутри.
Формальные показатели объекта:
- объект: бизнес-центр класса B+ «Фабрика Станиславского»
- расположение: ул. Станиславского, д. 21, г. Москва, Россия
- девелопер Horus Capital
- количество зданий – шесть, общая площадь – 42 тыс. м2.
- дополнительная инфраструктура: театр «Студия театрального искусства», ресторан, конференц-залы, кафетерий, банк
- этажность: переменная, от 2 до 6
- паркинг, количество машиномест: 170 (подземный), 180 (открытый и крытый наземный)
- отметка максимальной высоты, м: 23 920
Театр “Студия театрального искусства” – вообще интересная история. Здание было возведено на золотоканительной фабрике Алексеевых в 1904 году, и Станиславский ставил в этом театре спектакли с участием рабочих.
Адрес театра: улица Станиславского (бывшая Малая Коммунистическая), дом 21.
Помещение оформлено очень эстетично; тонкие переходы цвета от чистого белого к графитному черному в зрительном зале, через оттенки серого в фойе, антикварная мебель, собранная по предмету, медная проводка, поэтичная кирпичная кладка, чугунная плитка.
Выше: Театр “Студия театрального искусства”, чугунный пол.
Выше: Театр “Студия театрального искусства”, оформление стен.
Выше: Театр “Студия театрального искусства”, интерьер фойе.
Выше: Театр “Студия театрального искусства”, театральный зал.
Выше: Театр “Студия театрального искусства”, интерьер фойе.
Выше и ниже: Театр “Студия театрального искусства”, антикварная мебель, собранная и отреставрированная силами студии.
Выше и ниже: Театр “Студия театрального искусства”, двор.
Очень символично переименованы улицы; малая Коммунистическая – в Станиславского, большая Коммнунистическая – в Александра Солженицина; таким образом произошел и поворот от серийного производства к культурной практике-)
Итак, главные преимущества бывших промышленных помещений: просторные площади, большие объемы, высокие потолки…
…как, например, в этом пространстве – центре ко-воркинга, то есть, проще говоря, в офисе, рабочие места которого сдаются в аренду (200 долларов – оборудованное рабочее место, в месяц), …
…роскошная аутентичная фактура, уместность простого оформления в данном ландшафте, …
…и шикарные, огромные окна…
Источник: www.arhinovosti.ru.
Крутая стастья ! Только в ней четко не было сказано, что цель реконструкции “прома” – вернуть его городу. Ф-ке Станиславского – респект и уважуха !