1960 год. Архитектурный комплекс Троице-Сергиева лавра, Россия.
Продолжая фото-рассказ о прошлом (смотрите статьи “Русское наследие. Деревянная поэзия вологодского зодчества. Россия” и “Серия фотографий о прошлом. Москва, Россия, 1890-1905 годы“), мы решили пролистнуть страничку 60-х. Смотрите фотоподборку, датированную этим временем.
Выше: Пятницкая башня. На втором плане колокольня в красно-белой окраске и надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектурный комплекс Троице-Сергиева лавра.
Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.
Существующий архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении XV-XIX веков. В 1744 году монастырь получил статус Лавры. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях размещались историко-художественный музей, педагогический институт, клубы и тир, различные учреждения. Часть строений была занята под жилье.
Выше: Троицкий собор с четырехскатной кровлей.
Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи.
Выше: Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.
Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.
Выше: Четырехскатная кровля и на Никоновском приделе Троицкого собора.
Выше: Троицкий собор. Современный вид.
Выше: Духовская церковь. Четырехскатная кровля скрывает ярус звона.
Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов или Духовская церковь(1476—1477 гг.). Церковь построена на месте древней деревянной церкви и представляет собой редкий тип сооружения, сочетающего функции храма и колокольни – «иже под колоколы». Приглашенным псковским мастерам удалось гармонично соединить в этом памятнике характерные черты московской и псковской архитектуры.
В отличие от белокаменного Троицкого собора церковь сложена из кирпича — плинфы, ставшего в это время основным строительным материалом. Цоколь храма и перспективные порталы выполнены из белого камня.
Выше: Трапезная с церковью Сергия Радонежского и маленькая Михеевская церковь не претерпели существенных изменений.
Выше: Михеевская церковь. Современный вид.
Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм.
Выше: Трапезный храм и Успенский собор. Современный вид.
Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX в. В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII в. из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX в. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в ней совершается Божественная литургия.
Выше: Смоленская церковь. Теперь она бирюзовая. Ротонда, была построена в 18 веке.
Выше: Церковь Зосимы и Савватия. Теперь она белая.
Выше: Церковь Зосимы и Савватия. Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.
Дата создания: 1635 г. – 1637 г. Местонахождение: Московская обл., Сергиев Посад. Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика.
Двухэтажные больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 г., которая была встроена во вновь возводимые здания.
Комплекс включает южный корпус, первый этаж которого заложен в 1635 г., северный корпус, относящийся ко второй половине XVII в. (как и надстройка южного корпуса), и соединяющую их водруженную на высокий подклет шатровую церковь 1635-1638 гг., которая посвящена соловецким святым Зосиме и Савватию. Здания выполнены из кирпича (подвалы белокаменные), декор из кирпича, белого камня и зеленых поливных изразцов.
Наружное убранство церкви включает в себя как излюбленные детали декора XV-XVI вв. (закомары, кокошники у основания шатра, лопатки, капители пилястр, тяги в виде гирлянд на апсиде и пр.), так и совершенно новые элементы, которые завоюют признание в зодчестве XVII в. это поливные изразцы, украшающие все части здания (ленты изразцов на фризах четверика и восьмерика, россыпь изразцов на полях закомар и на гранях шатра). Обилие декора придает внешнему облику палат и церкви нарядную праздничность, характерную для архитектуры XVII в.
Церковь Зосимы и Савватия является ныне единственным шатровым храмом в монастыре, хотя ее шатер и носит чисто декоративный характер (свод расположен на уровне пят закомар, и тем самым пространство шатра оказывается изолированным от внутреннего пространства храма, которое очень невелико). Шатер церкви украшен зелеными поливными керамически-ми плитками с изображением воинов и пушек. Живописно раскинувшиеся два крыла Больничных палат с высоко взмывающим в небо шатром, увенчанным изящной маленькой главкой, напоминают готовую взлететь птицу и созвучны светлой вечной памяти, которой награждают современники и потомки героев и жертв смутных времен.
Выше: Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Теперь у нее пять глав. А домик в русском стиле у ее подножия теперь белый.
Выше: Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря (Троице-Сергиева Лавра), над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715).
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. В притворе церкви сохранилась изразцовая печь XVII в.
Выше: Уточья башня. Теперь белая, кроме верхних ярусов.
Уточья (Житничная) башня (Троице-Сергиева Лавра) – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по диагонали 18 м. В стенах этой шестиярусной башни было сделано 77 бойниц. Своим ажурным четырехъярусным завершением – с высоким шпилем, увенчанным каменной «утицей», богато декорированными стенами с бойницами сложной фигурной формы Уточья башня выделяется среди остальных монастырских башен и является замечательным украшением архитектурного ансамбля монастыря.
Выше: Каличья башня. Каличья (Конюшенная) башня находится в северной монастырской стене Троице-Сергиевой Лавры, между угловой Плотничьей и Звонковой башнями. Облик ее существенно выпадает из общего характера крепостных сооружений монастыря.
Выше: Каличья башня. Троице-Сергиева Лавра. Современный вид.
Существующая башня – третья по счету над расположенными здесь воротами с проездом в виде буквы Г. Башня была построена в 1759–1772 гг. В то время монастырь уже окончательно утратил свое оборонительное назначение, она представляет собой уже не боевую башню, а скорее торжественное оформление въезда, выполненное в характерных для того времени классических формах с применением ордера и рустовки.
Первоначально мост и плотина соединяли их с другим берегом оврага, где находились многочисленные монастырские службы, в том числе и конюшенные дворы, почему башня и получила так же название Конюшенная.
Второе «название башни Каличья некоторые производят оттого, что около бывших под нею ворот собирались калики, или странствующие богомольцы. Но это совершенно неосновательно, ибо собираться у наших ворот каликам, или странствующим богомольцам, не было никакого смысла: в ворота эти только ходили конюхи, только выезжали и въезжали монастырские власти, так что ни о каких подачах милостыни, для которых бы калики собирались у ворот, не могло быть и речи. Должно думать, что название Каличьи есть сокращение из калитечьи, и дано воротам потому, что в них была калитка, которая всегда оставалась отпертою, тогда как самые ворота отпирались и отворялись лишь в случае надобности. Опись 1641 года говорит, что в наших воротах была «решетка опускная деревянная». Это значит, что ворота в башне были устроены по-настоящему – по-крепостному, ибо опускные решетки были обычны в городовых, или крепостных, воротах». (Из описаний Е. Голубинского)
В описи 1641 года о первоначальной башне сказано: «на конюшенных воротех башня круглая о дву верьхах»; двуверхою она изображена и на иконе ХVII века. В 1651 году она была заменена другой. Подобно Уточьей башне, она получила декоративную надстройку с тремя убывающими вверх ярусами, украшенными балюстрадами, пирамидками и стрельчатыми арками, во многом похожими на верх Троицкой башни Московского Кремля. Но конструктивное решение этой надстройки было, очевидно, не совсем удачным. Башня пришла в аварийное состояние, и архитектор Мичурин в 1747 году настаивал на том, чтобы срочно, «не пропуская ни малейшего времени», разобрали ее верх. При этом он рекомендовал сохранить нижний ярус, то есть объем башни 1651 года, и покрыть его «в два теса фигурою по примеру прочих, около лавры стоящих башен». Однако по недосмотру башню разобрали до основания, и более срочные работы, связанные с ремонтом зданий после пожара 1746 года и строительством колокольни, надолго задержали ее восстановление. Только в 1754 году монастырские власти обратились к Ухтомскому и его помощнику Жукову за советом, каким образом «над Каличьими воротами башню построить надлежит». Жуков разработал два варианта проекта; к строительству был принят проект башни в виде богато оформленной двухъярусной триумфальной арки с каменным шатром, увенчанным своеобразным глобусом. В ее архитектуре заметно сказывалось подражание строящейся колокольне: тот же ступенчатый силуэт из двух ярусов с огромными арочными проемами. Такое же гульбище и парапет над нижним рустованным объемом. Много общего с колокольней было также в убранстве башни декоративными пинаклями, каменными факелами и картушами.
К постройке башни приступили в 1759 году, но едва вывели ее на высоту крепостной стены, как работы были приостановлены, и только после окончания сооружения колокольни на оставшиеся средства возведение башни было продолжено и завершено лишь в 1778 году. В процессе затянувшегося строительства Каличьей башни уже другой архитектор, И. Яковлев, по поручению нового митрополита Платона существенно переработал первоначальный проект Жукова. Он заложил открытую арку проема во втором ярусе, убрал украшавший башню декор, придал венчающему шатру более привычную форму с «фонарем» вверху, значительно обеднив этим первоначальный замысел. Как и колокольня, Каличья башня была окрашена в зеленовато-бирюзовый цвет с белыми пилястрами и карнизами; полотна ее железных ворот были сделаны «точно таким манером, не отменяя ничего, с такими же репейками и гвоздями, как в лаврской колокольне стоят». Позднее, в 1793 году, тесовая кровля шатра была заменена поливной черепицей «по примеру башен Московского Кремля».
В конце XVIII века хозяйственные службы за оврагом к северу от монастыря были разобраны, и когда в 1772 году вешней водой снесло плотину и мост против Каличьих ворот, их не стали восстанавливать, а ворота закрыли. В монастырском архиве есть специальное дело «О заперении Каличьих ворот и не пропускании в оные никого».
Прямоугольная Каличья башня в основном сохранила свой вид, какой она имела в XVIII веке, реставраторы лишь укрепили ее конструкции, разобрали позднюю кровлю над гульбищем первого яруса, вернули первоначальную покраску фасадам. Восстановлен и мост перед башней.
В статье использованы иллюстрации с сайта: www.yaplakal.com.
Источник: www.arhinovosti.ru.
А ворота Каличей башни тоже в 1772 году замуровали?