История Петербурга. Продолжение.
Продолжим немножечко узнавать Питер. В прошлой статье мы узнали, что город начинал строиться без градостроителей, инициатива в строительстве Петербурга была в руках самого Петра I.
В 1716 году в Петербург приезжает Леблон. Петр I поручил ему разработать генеральный план Петербурга и в начале 1717 года первый проект планировки столицы был не только готов, но и получил одобрение Петра. Проект Леблона в сопровождении двух записок был послан в Голландию, где находился Петр. Одна из них была объяснением к генеральному плану, а другая являлась жестким критическим разбором всего того, что было сделано в Петербурге до приезда Леблона. Несомненно, что этой последней запиской Леблон испортил отношения со многими архитекторами.
Что же представлял собой проект Леблона? Петербург мыслился в виде приморского города-крепости. Центр Петербурга Леблон размещал в середине Васильевского острова. Но проект не получил осуществление, так как вся территория Васильевского острова была уже прорезана сетью каналов, не совпадавших с каналами Леблона. Чтобы претворить в жизнь план, нужно было, за исключением Адмиралтейства и крепости, решительно все уничтожить и все построить заново, а для этого не было средств.
Отметим также, что проект провалился из-за того, что к тому времени, Россия твердо укрепилась на Балтийском море и Петербург мог обходиться без оборонительных укреплений, как обходились в то время без стен Париж, Лондон и другие столицы сильнейших европейских государств.
По возвращении из-за границы Петра Леблону были даны заказы на сооружение дворцов в Петергофе и Стрельне, а строительство Петербурга стало продолжаться в том же направлении исходя из намеченной лучевой планировочной системы.
В 1717 году Комиссия строений, руководимая Сенявиным, энергично принялась за планировку и благоустройство Петербурга. В начале 1720 годов Дворцовая, Английская и другие набережные Невы и Мойки были обиты деревянными сваями, затем началось замощение Невского проспекта, устройство решеток между домами, обсадка улиц деревьями и расстановка фонарей для ночного освещения улиц.
К 1722 году был разработан новый генеральный план столицы, на котором впервые появилась средняя лучевая магистраль, известная под именем Гороховой улицы. И, следовательно, к концу правления Петра лучевая система Петербурга в проектах совершенно сложилась.
После смерти Петра и его жены Екатерины I для Петербурга наступило трудное время. Императорский двор в течение нескольких лет безвыездно находился в Москве. Но воцарение Анны вернуло Петербургу положение столицы. В 1737 году обновленная Комиссия строений ставят перед собой новые задачи: 1) освоение новых территорий за счет осушения болот и 2) дальнейшая разработка петербургского плана.
В 30 годах 18 века освоенная территория Петербурга далеко еще не представляла собой сплошного массива, так как среди городских кварталов зияли пустоши и заболоченные места. Особенно топкое болото было на месте будущего Екатерининского канала, в том месте, где стоит теперь Казанский собор. Большие болота находились на Петербургской и Выборгской сторонах, а между Фонтанкой и Александро-Невской лаврой тянулся заболоченный лес, через который вела единственная благоустроенная дорога – Невский проспект. Осушением болот занялся Миних.
Под руководством Миниха, крупнейшего специалиста в гидравлических работах, была намечена целая система каналов, в которую входили позднее осуществленные Екатерининский, Лиговский и Обводный каналы.
По материалам книги: А.В. Бунин “История градостроительного искусства”.
Продолжение: http://www.arhinovosti.ru/2010/02/15/istoriya-peterburga-chast-3/
Источник: www.arhinovosti.ru.