Записки путешественницы. Пермь.
Каждый хоть раз в жизни слышал выражение «N – город контрастов». В голове возникает образ мегаполиса, в котором на одной улице с красными фонарями бесчинствуют пьяные матросы, а на другой важно разъезжают шикарные лимузины, сплошь набитые пузатыми банкирами и миллиардерами. Забудьте этот стереотип. Настоящий город контрастов находится в нашей стране, а не где-то за далекими морями. И имя ему Пермь.
Этот уральский город по-настоящему уникален. Пермь не шутя планирует к 2016 году стать культурной столицей России, подвинув с этого почетного места великолепный без преувеличения Санкт-Петербург. Сегодня в Перми на каждом шагу встречаются памятники и арт-объекты, весь город представляет собой одну гигантскую площадку стрит-арта. Вместе с тем пермяки не скрывают и даже гордятся тем, что более чем народный сериал «Реальные пацаны» одного народного канала снимался в их городе. Непонятно, то ли местные копируют главных героев, то ли главные «пацанчики» сериала списаны с пермяков. Впрочем, сей факт нисколько не мешает, а наоборот, очень органично вписывается в туристическую Зеленую линию, по которой я и приглашаю вас виртуально пройтись. Кстати, в стране есть и Красная линия – я писала о ней в «Записках путешественницы. Красная линия Екатеринбурга».
Достопримечательности Перми, входящие в состав Зеленой линии, числом не малы: почти 40 архитектурных объектов и памятных мест, над разработкой которых трудилось Минразвития предпринимательства края. Стартует маршрут от знаменитой композиции «Пермяк-соленые уши», а заканчивается на скульптуре «Идущий медведь». Время в пути (средним шагом) – не меньше 2 часов. Мы, разумеется, каждую точку линии осмотреть не можем, обратим внимание только на самое-самое.
Вот, к примеру, стартовый пункт – те самые соленые уши. Иностранцы, чаще всего арендующие квартиры посуточно в Перми, называют этот памятник самым странным в России. Я бы возразила – это они еще не все видели. На самом деле уши у пермяков были солеными от мешков с солью, которые они таскали на своем горбу в ΧV веке на первых солеварнях. Сегодня почувствовать себя пермяком может любой приезжий – нужно всего лишь голову в рамку просунуть.
Наша следующая остановка – Соборная площадь и Спасо-Преображенский кафедральный собор.
Пермяки считают площадь сердцем города. Вполне заслуженно: с одной стороны открывается шикарный вид на Каму, а с другой – на Комсомольский проспект. Собор сочетает в себе несколько стилей: колокольня – классицизм, часовня – барокко. В наши дни в соборе «квартирует» пермская художественная галерея. А вот в галерее нас встречают пермские боги.
Эти деревянные скульптуры собраны одним энтузиастом в 20-е годы прошлого века. В конце ΧІΧ века на Урале были распространены такие деревянные изображения бога, священники смотрели на это дело сквозь пальцы. Сидели себе скульптуры в храмах, никого не трогали. Прихожане верили, что боги могут ходить, поэтому скульптуры были одеты и даже обуты. Причем обувь на удивление быстро снашивалась. Трудно сказать, что было бы с богами, не собери их всех после революции 1917 года Н. Серебрянников, тот самый энтузиаст-историк.
Мы же движемся прямиком к зданию Речного вокзала, где сегодня располагается знаменитый музей современного искусства PERMM.
Как вы уже догадались, вокзал представляет собой яркий образец пресловутого «сталинского ампира». Музей создан недавно, но уже успел прославиться выставкой «Русское бедное». Что это? Вкратце, это антикоммерческий гламур. Все, что создано художниками из «бедных» материалов, – железо, дерево, поролон, глина и даже скотч – относится к русскому бедному. На выставку даже из других городов приезжали, специально арендуя квартиры посуточно в Перми.
Далее двигаемся к дому купца Мешкова, владельца заводов и пароходов. (Орджоникидзе, 11).
Дом построен в 20-е годы ΧІΧ века в стиле классицизм. Правда, позднее он был перестроен под влиянием популярного тогда модерна. В наши дни здесь располагается краевой музей Перми.
Вот Театр оперы и балета (Петропавловская, 25а).
Мы традиционно осматриваем их в каждом городе. Здание построено в конце ΧІΧ века. Чуть дальше, на улице 25 Октября 12, находится здание поземельного банка.
Это работа архитектора Турчевича – по его проектам в Перми построены Дом Мешкова, Дом Грибушина, церковь Марии-Магдалины и Торговый дом Ижболдиных. Нечто похожее мы видели в Самаре – читайте «Записки путешественницы. Самара – «запасная столица». Сегодня в этом роскошном каменном доме размещается отделение ФСБ.
Мы практически достигли финишной ленты. На нашем пути остались лишь кинотеатр «Триумф», прекрасное здание духовного училища, в котором сейчас размещается госинститут культуры и искусства,
детский приют Любимовой (филиал Уральской академии живописи и зодчества)
и, наконец, скульптура «Пермский медведь».
Говорят, памятник поставлен специально для иностранцев, арендующих квартиры на сутки в Перми. Раз уж все они уверены, что в Сибири по улицам медведи свободно ходят, вот вам медведь, идущий, к тому же. Для прочих туристов мишка стал талисманом – посмотрите, как блестит на солнце его нос. Почти как у питерских и московских тотемов.
Отдельно стоит сказать о пермском граффити
и стрит-арте. Честно скажу, подобное редко где увидишь. Масштаб и размах поражает. Смотрите сами. Эти красные человечки, как и буква “П”, стали с легкой руки отдельных деятелей современного искусства настоящими символами города.
Буква “П”, хоть и придумана самым-самым блогером всея Руси, но в народе не прижилась. Почему-то.
Вот такой он, город Пермь. Роскошный и печальный, богатый и бедный, высококультурный и низменный. Такой разный и притягательный. Лично мне кажется, что именно Пермь олицетворяет ту самую «загадочную русскую душу», в которой самым удивительным образом сочетается несочетаемое. А вы что думаете?
Источник: www.arhinovosti.ru.