Исследование возможностей создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом. Москва, Россия.

В рамках проведения научно-исследовательской работы (НИР) на тему «Исследование возможностей создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом в городе Москве» инициированной Департаментом образования города Москвы совместно с Государственным бюджетным научным учреждением «Московский институт развития образования» (ГБНУ «МИРО»). Тема первого этапа – «Разработка методики анализа и критериев отбора лучших зарубежных проектов современных дошкольных образовательных комплексов».

Современные дошкольные образовательные комплексы

Основной предпосылкой проведения НИР явилась назревшая серьезная проблема в области проектирования и строительства дошкольных образовательных учреждений (сокращенно ДОУ). Здания большинства современных детских садов, построенные по типовым проектам советского периода, во многом не отвечают современным требованиям. В тоже время, те ДОУ, которые организуются в нижних этажах жилых домов, имеют проблемы в организации прогулочной зоны на территории жилого двора, ее оборудования, благоустройства, инсоляции и пр. На данный момент наблюдается большая нехватка мест в детских садах, что потребует в ближайшие годы крупномасштабного строительства новых зданий.

Важность и остроту выбранной темы определил тот факт, что большинство западных стран ушли вперед в области архитектуры детских учреждений. Знание прогрессивного зарубежного опыта, может обогатить новизной технологий и идей проектную практику архитекторов. В исследовании зарубежного опыта проектирования и строительства зданий ДОУ специалистами были выделены важные аспекты, с учетом которых и производился поиск новых решений в отечественной архитектурной практике. Аспекты следующие:

  • обеспечение условий для духовного, интеллектуального, физического, творческого развития детей, их безопасности и здоровья;
  • позитивно запоминающийся, со специфическими особенностями объемно-планировочных решений и архитектуры интерьеров, архитектурно-художественный облик комплекса, органично вписанный в окружающую его природную среду или/и контекст застройки;
  • эргономическая, экологическая, информативная и экономическая эффективность использования внутреннего пространства и прилегающей территории, конструкций, инженерных и технологических решений;
  • состав помещений и функционально-планировочное решение здания дошкольных образовательных учреждений.

Немало важным отметить тот факт, что исполнители НИР исходили из идеи того, что анализируя застройку каждого района города, человек должен с первого взгляда воспринимать архитектурный объект, как проекцию функциональной сути на его образ, будь то офис, жилой дом, больница или детский сад. Образ здания в целом со всем его окружением очень важен: он настраивает детей, их родителей, воспитателей на определенный, нужный лад. Внешний образ создается архитектурой здания и благоустройством территории – решением участка, игровой площадки, озеленения территории. Решение внутреннего пространства детского сада так же важно, как внешний образ здания (объемно-планировочное решение, интерьер). Архитектура должна быть как своеобразный посыл к действию воспитателям и родителям – научить и развить в детях личность, заинтересовать, привить желание жить и радоваться окружающему миру.

Современные дошкольные образовательные комплексы

Были рассмотрены около 50 ДОУ пяти развитых стран: Великобритания, Франция, Германия, Канада и Финляндия.

Современные дошкольные образовательные комплексы в мегаполисах зарубежных стран устанавливают новые стандарты, не только экологически устойчивые (при строительстве используются экологичные материалы и энергосберегающие технологии), но и педагогические, когда архитектура становится частью процесса. Помимо множества площадок, которые предполагают самые разнообразные варианты использования, есть и функциональные зоны – театр, ателье, комнаты для развития моторики, кухни для педагогов и т.д.

При анализе дошкольных образовательных комплексов прослеживается открытость внешней среде во многих из них. Например, на первых этажах имеются большие площади остекления. Также при проектировании и строительстве дошкольных образовательных комплексов проектировщики пытаются обеспечить слияние двух факторов – ландшафта и здания дошкольного образовательного комплекса. Здание дошкольного образовательного комплекса обычно органично и плавно включается в окружающее пространство.

Современные дошкольные образовательные комплексы

Особую роль в проектировании ДОУ играет интерьер. Внутреннее пространство напрямую связано с успешным развитием личности ребенка, поэтому этот пункт так же важен, как два предыдущих. Правильно созданный интерьер в такой же мере обеспечивает безопасность, как и решения функциональных зон, правильно расположенных, относительно друг друга. Также интерьер регулирует такой немаловажный фактор как эмоциональное состояние детей в помещении.

С интерьером неразрывно связано эффективное благоустройство территории. В первую очередь, грамотно решенные функциональные зоны, возможно использование самого здания. Во-вторых, оборудование для устройства игровой площадки – горки, турники, качели должны быть безопасны. В-третьих, экологически чистые материалы, используемые для покрытия (пробка), оборудования (пластик очищенный). И если будет существовать возможность использования рельефа, разграничить зоны отдыха, игровую, ожидания, хозяйственную по уровням. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.

Современные дошкольные образовательные комплексы

Важным направление развития ДОУ является тенденция к проектированию многофункциональных зданий. Строительство многофункциональных дошкольных образовательных комплексов увеличивают экономическую эффективность использования площадей за счет за счет сочетания в здании помещений различных направлений деятельности. В многофункциональных зданиях могут размещаться не только дошкольные образовательные комплексы, но и также другие учреждения, оказывающие различные образовательные или психологические услуги для детей и их родителей.
Для сравнительно анализа проектов ДОУ было рассмотрено достаточно широкое множество различных моделей и методов носящих качественный или количественный характер; ориентированных на однокритериальный или многокритериальный выбор; обеспечивающих формирование экономически содержательных или относительных оценок; учитывающих фактор риска и неопределённости. Были проанализированы, выявлены слабые и сильные стороны и определены границы применимости трех основных языков описания процедур отбора: критериальный, язык бинарных отношений и язык функций выбора. Кроме того, были предложены качественные методы сравнительного анализа, ранжирования и отбора проектов со структурированием и представлением экспертной информации в табличном или графическом виде, удобном для анализа. Например, один из методов предполагает построение шкалы оценки выбранных экспертами факторов оценки от 1 (очень плохо) до 5 (очень хорошо). Состав и количество факторов, характеризующих рассматриваемый вариант, зависит от специфики проекта.

Современные дошкольные образовательные комплексы

Для оценки и сравнительного анализа проектов была предложена и подробно описана технология DEA – Data Envelopment Analysis, называемая иногда в отечественных публикациях АСФ – Анализ Среды Функционирования. Удобство данной технологии заключается в получении единственного обобщенного показателя (коэффициента эффективности), учитывающего множество факторов и характеризующего недооценённость каждого объекта относительно других по совокупности показателей. При реализации технологии DEA используются достижения в области математического программирования, теории и методов решения задач оптимизации большой размерности.

Современные дошкольные образовательные комплексы

Еще одним методом сравнительного анализа, рассмотренным на первом этапе НИР был метод анализа иерархий Т.Саати, позволяющий учитывать иерархическую зависимость критериальных показателей, и обеспечивающий формальную обработку суждений и предпочтений экспертов на основе анализа попарных предпочтений проектов по каждому из критериальных показателей.
Таким образом, разработанная методика анализа и критерии отбора обеспечивают проведение отбора лучших зарубежных проектов дошкольных образовательных комплексов по научно-обоснованным критериям. Отобранные в соответствии с данной методикой анализа и критериями отбора проекты дошкольных образовательных комплексов вариативных форм могут быть внедрены в городе Москве.

Источник: www.arhinovosti.ru.





Комментариев нет

Оставить комментарий

Для отправки комментария Вы должны авторизоваться.
Войти на сайт