Исследование возможностей создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом. Москва, Россия.
В рамках проведения научно-исследовательской работы (НИР) на тему «Исследование возможностей создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом в городе Москве» инициированной Департаментом образования города Москвы совместно с Государственным бюджетным научным учреждением «Московский институт развития образования» (ГБНУ «МИРО»). Тема первого этапа – «Разработка методики анализа и критериев отбора лучших зарубежных проектов современных дошкольных образовательных комплексов».
Основной предпосылкой проведения НИР явилась назревшая серьезная проблема в области проектирования и строительства дошкольных образовательных учреждений (сокращенно ДОУ). Здания большинства современных детских садов, построенные по типовым проектам советского периода, во многом не отвечают современным требованиям. В тоже время, те ДОУ, которые организуются в нижних этажах жилых домов, имеют проблемы в организации прогулочной зоны на территории жилого двора, ее оборудования, благоустройства, инсоляции и пр. На данный момент наблюдается большая нехватка мест в детских садах, что потребует в ближайшие годы крупномасштабного строительства новых зданий.
Важность и остроту выбранной темы определил тот факт, что большинство западных стран ушли вперед в области архитектуры детских учреждений. Знание прогрессивного зарубежного опыта, может обогатить новизной технологий и идей проектную практику архитекторов. В исследовании зарубежного опыта проектирования и строительства зданий ДОУ специалистами были выделены важные аспекты, с учетом которых и производился поиск новых решений в отечественной архитектурной практике. Аспекты следующие:
- обеспечение условий для духовного, интеллектуального, физического, творческого развития детей, их безопасности и здоровья;
- позитивно запоминающийся, со специфическими особенностями объемно-планировочных решений и архитектуры интерьеров, архитектурно-художественный облик комплекса, органично вписанный в окружающую его природную среду или/и контекст застройки;
- эргономическая, экологическая, информативная и экономическая эффективность использования внутреннего пространства и прилегающей территории, конструкций, инженерных и технологических решений;
- состав помещений и функционально-планировочное решение здания дошкольных образовательных учреждений.
Немало важным отметить тот факт, что исполнители НИР исходили из идеи того, что анализируя застройку каждого района города, человек должен с первого взгляда воспринимать архитектурный объект, как проекцию функциональной сути на его образ, будь то офис, жилой дом, больница или детский сад. Образ здания в целом со всем его окружением очень важен: он настраивает детей, их родителей, воспитателей на определенный, нужный лад. Внешний образ создается архитектурой здания и благоустройством территории – решением участка, игровой площадки, озеленения территории. Решение внутреннего пространства детского сада так же важно, как внешний образ здания (объемно-планировочное решение, интерьер). Архитектура должна быть как своеобразный посыл к действию воспитателям и родителям – научить и развить в детях личность, заинтересовать, привить желание жить и радоваться окружающему миру.
Были рассмотрены около 50 ДОУ пяти развитых стран: Великобритания, Франция, Германия, Канада и Финляндия.
Современные дошкольные образовательные комплексы в мегаполисах зарубежных стран устанавливают новые стандарты, не только экологически устойчивые (при строительстве используются экологичные материалы и энергосберегающие технологии), но и педагогические, когда архитектура становится частью процесса. Помимо множества площадок, которые предполагают самые разнообразные варианты использования, есть и функциональные зоны – театр, ателье, комнаты для развития моторики, кухни для педагогов и т.д.
При анализе дошкольных образовательных комплексов прослеживается открытость внешней среде во многих из них. Например, на первых этажах имеются большие площади остекления. Также при проектировании и строительстве дошкольных образовательных комплексов проектировщики пытаются обеспечить слияние двух факторов – ландшафта и здания дошкольного образовательного комплекса. Здание дошкольного образовательного комплекса обычно органично и плавно включается в окружающее пространство.
Особую роль в проектировании ДОУ играет интерьер. Внутреннее пространство напрямую связано с успешным развитием личности ребенка, поэтому этот пункт так же важен, как два предыдущих. Правильно созданный интерьер в такой же мере обеспечивает безопасность, как и решения функциональных зон, правильно расположенных, относительно друг друга. Также интерьер регулирует такой немаловажный фактор как эмоциональное состояние детей в помещении.
С интерьером неразрывно связано эффективное благоустройство территории. В первую очередь, грамотно решенные функциональные зоны, возможно использование самого здания. Во-вторых, оборудование для устройства игровой площадки – горки, турники, качели должны быть безопасны. В-третьих, экологически чистые материалы, используемые для покрытия (пробка), оборудования (пластик очищенный). И если будет существовать возможность использования рельефа, разграничить зоны отдыха, игровую, ожидания, хозяйственную по уровням. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.
Важным направление развития ДОУ является тенденция к проектированию многофункциональных зданий. Строительство многофункциональных дошкольных образовательных комплексов увеличивают экономическую эффективность использования площадей за счет за счет сочетания в здании помещений различных направлений деятельности. В многофункциональных зданиях могут размещаться не только дошкольные образовательные комплексы, но и также другие учреждения, оказывающие различные образовательные или психологические услуги для детей и их родителей.
Для сравнительно анализа проектов ДОУ было рассмотрено достаточно широкое множество различных моделей и методов носящих качественный или количественный характер; ориентированных на однокритериальный или многокритериальный выбор; обеспечивающих формирование экономически содержательных или относительных оценок; учитывающих фактор риска и неопределённости. Были проанализированы, выявлены слабые и сильные стороны и определены границы применимости трех основных языков описания процедур отбора: критериальный, язык бинарных отношений и язык функций выбора. Кроме того, были предложены качественные методы сравнительного анализа, ранжирования и отбора проектов со структурированием и представлением экспертной информации в табличном или графическом виде, удобном для анализа. Например, один из методов предполагает построение шкалы оценки выбранных экспертами факторов оценки от 1 (очень плохо) до 5 (очень хорошо). Состав и количество факторов, характеризующих рассматриваемый вариант, зависит от специфики проекта.
Для оценки и сравнительного анализа проектов была предложена и подробно описана технология DEA – Data Envelopment Analysis, называемая иногда в отечественных публикациях АСФ – Анализ Среды Функционирования. Удобство данной технологии заключается в получении единственного обобщенного показателя (коэффициента эффективности), учитывающего множество факторов и характеризующего недооценённость каждого объекта относительно других по совокупности показателей. При реализации технологии DEA используются достижения в области математического программирования, теории и методов решения задач оптимизации большой размерности.
Еще одним методом сравнительного анализа, рассмотренным на первом этапе НИР был метод анализа иерархий Т.Саати, позволяющий учитывать иерархическую зависимость критериальных показателей, и обеспечивающий формальную обработку суждений и предпочтений экспертов на основе анализа попарных предпочтений проектов по каждому из критериальных показателей.
Таким образом, разработанная методика анализа и критерии отбора обеспечивают проведение отбора лучших зарубежных проектов дошкольных образовательных комплексов по научно-обоснованным критериям. Отобранные в соответствии с данной методикой анализа и критериями отбора проекты дошкольных образовательных комплексов вариативных форм могут быть внедрены в городе Москве.
Источник: www.arhinovosti.ru.